Бывают такие книги, от которых тараканы разбегаются по несуществующим углам человеческой головы в тщетной попытке спрятаться от их содержания, и даже не потому, что страшно, а потому что противно, мерзко, отвратительно. Разбегаются, сидят какое-то время, упорно сдерживая рвотные позывы, а потом выползают обратно - интересно же, чем все кончится. А под ложечками-то у них сосет, потому что каждый таракан твердо знает - ничем хорошим. И вообще, вся ситуация до абсурда напоминает небезызвестных мышек, которые плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. "Лолита" - это для меня одна из таких книг, которую, хвала богам, за год подобных перебежек я, наконец-то, закрыла сегодня на последней странице и с чистой совестью удалила из ридера.

Ее, Лолиту в кавычках и без, можно было бы описать всего одним словом, удачно употребленным одним из моих знакомых в давнем разговоре, - controversial. И даже не потому, что читатели ее, вероятнее всего, разбиваются по мере прочтения на два лагеря: одни утверждают, что это шедевр и никак не меньше, а другие долго и не очень счастливо отплевываются от нее, пытаясь избавиться от неприятного послевкусия. Нет, она по своей природе противоречива до жути: какие-то моменты (почти все) вызывают острое недоумение и желание помыть руки, какие-то - не сочувствие, нет, но жалость к героям и, в какой-то степени, очень-очень маленькой, крупицу понимания и Г.Г., и маленькой развращенной Ло, особенно те, что ближе к концу.

Поэтому хорошо, что мне все же хватило терпения ее дочитать, - конец стал для меня неожиданным. Откровенно говоря, я ожидала несколько другой развязки, несмотря на прочитанное ранее предисловие к роману. Но то, что я в итоге получила "на сладкое", несколько реабилитировало главных героев и утвердило меня в мысли, что абсолютного зла не существуют, поскольку все мы люди, даже больные, развращенные, до дрожи противные и омерзительные - все равно люди. Нет, я не оправдываю Гумберта, как не оправдываю о Лолиту, но я больше и не осуждаю их. Спасибо автору за второй шанс, который они получили в моих глазах, когда я все же дочитала роман. И, конечно, за язык. Не буду развивать эту тему, поскольку о стиле Набокова уже говорилось бесконечное количество раз, но по большому счету, язык его - единственное, что заставило меня вернуться к "Лолите" и все же ее "добить" до победного конца.